Романское искусство черпало силы из нескольких источников: из античных и ранних христианских форм, из восточных (византийских) элементов, а также из искусства варварских народов (германских и северных). Основной признаком романской архитектуры является обороноспособность, поэтому для нее характерны тяжелые, закрытые, массивные и статичные формы. Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм. В основном в искусстве романского периода господствует любовь ко всему фантастическому, часто сумрачному, чудовищному. Важную роль играло орнаментальное искусство с чрезвычайным богатством мотивов. Его источники весьма разнообразны: наследие «варваров», античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ, в которых на все лады сочетаются человеческие формы с образами животного мира.
Образ жизни был связан с постоянными перемещениями. Основным жилым помещением был полутемный зал, комната, с каменными стенами, колоннами, каминами, редко фресками. Позже появляется деревянная обшивка и разноцветные потолочные балки. Потолки также были сводчатые. Стволы колонн, за редким исключением, круглые. Капители от простых кубических до растительных и сюжетных, с отсутствием ордерной пропорциональности. Краски и формы – простые и грубые. Окна делали узкими, часто арочными, толщина кладки делала их похожими на колодцы. Полы были выложены каменными плитами, керамической плиткой и покрыты коврами. Мозаикой и витражами украшали только культовые интерьеры.
Мебель несколько грубая и примитивная, обычно расставленная вдоль стен. Сундук – самая распространенная и универсальная мебельная форма, он мог одновременно служить кроватью, скамьей, столом, шкафом, дорожным чемоданом. Мебель для сидения – это в основном лавки и скамьи, редко стулья и кресла с прямыми спинками на точеных ножках. Обивка не применялась. Мебель покрывали краской, иногда фрагментарно расписывали, создавая некое подобие картин. Шкафы делали из необработанных досок, скрепленных накладками из кованого железа, это была новая технология. Позже эти накладки стали делать более декоративными. Иногда украшали мебель рядами гвоздей из кованого железа, цветными расписными орнаментами, которые применялись бессистемно. Столы очень простые, часто это просто съемная широкая доска. Начинает приобретать значение в интерьере кровать. Простой конструкции, но обильно драпированная, иногда с балдахином. Ковры и ткани занимали важное место в интерьере, потому что их было легче всего перевозить. Стены могли быть украшены шпалерами. Люстры в виде широких металлических обручей с подсвечниками, подвешенные на цепях.