Готическая архитектура характеризуется совершенно новой каркасной системой постройки и новой конструкцией сводов. Отличительные элементы форм – высокие башни, стройные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты, окна в форме розы и стрельчатые своды.
В обустройстве интерьера стало много внимания уделяться личным покоям, которые стали центром повседневной жизни. Центром интерьера был камин, в более поздний период появились кафельные печи. Стены были оштукатурены, покрыты побелкой или светлыми темперными красками. Обычно поверх краски наносили тонкие линии красного цвета, имитирующие каменную кладку. Открытыми элементами конструкции оставляли дверные проемы, оконные коробки, колонны и столбы. Стены часто расписывали, сюжеты, как правило, были на светские темы. Использовалась роспись по трафаретам. Нижнюю часть стен обшивали деревянными панелями. Панели из дуба или вяза декоративно оформляли только в местах стыка, из сосны – расписывали, обычно зеленым. Оформление потолка зависело от вида постройки. На каменных сводах были разнообразные архитектурные элементы – кронштейны, всевозможные пояски и ребра. Они составляли обрамление к росписям. Деревянные балочные или стропильные потолки, или гладкие, облицованные досками, расчлененные рейками и украшенные декоративной росписью. Полы были одной из самых нарядных частей интерьера, они могли быть кафельные, изразцовые, с росписью, покрытые глазурью. Основные цвета: желтый, черный, коричневый и разные оттенки зеленого. Менее парадные помещения выкладывали каменными плитами, досками, кирпичом, уложенным «елочкой».
Мебель тяготела к копированию в дереве архитектурных форм. Появились новые типы мебели, как например шкафы для посуды: буфет, креденцу и дрессуар. Ножки у посудных шкафов делали удлиненными. Оригинальной формы шкафы: «многоэтажные», ярусные, с несколькими маленькими дверцами. Столы приобретают более стабильные формы, появилось много из разновидностей, например ранняя форма письменного стола или раздвижные столы различных конструкций. Мебель для сидения также становилась все более разнообразной. Кровать, если она не была встроена в стену, имела полубалдахин, полный балдахин или большой, подобный шкафу деревянный каркас. Мебель украшали росписью и резьбой, многочисленными архитектурными членениями: поперечными ребристыми элементами, стрелами, башенками, колонками и пр. Отличительной особенностью орнаментики является легкая перенасыщенность композиции. Славилась техника итальянской, чертозианской, мозаики – инкрустация из цветной древесины, слоновой кости и перламутра. Тонко выполненным узором из звезд и розеток обычно покрывалась вся поверхность изделия.
Появилась традиция украшать приемные помещения геральдическими щитами, знаменами, оружием и трофеями. Ковры на пол стелили редко, а использовали их для украшения стен. Текстилем украшали кровати, столы, дверные проемы. Искусственное освещение шло от каминов, факелов и канделябров. Форма люстры была унаследована от романского периода. Появились железные стоячие светильники с центральным вертикальным стержнем и каскадом расположенными обручами со свечами.