Каждый день с 10 до 22:00

Эклектика, историзм и неостили

  Механическое соединение различных стилей или использование стилевых форм одной эпохи в качестве формального языка другой, более поздней, называется эклектикой. Поскольку элементы, как правило, заимствуются из исторических стилей – вводится термин историзм. Эпоха новых стилей ознаменовалась частой сменой модных поветрий и увлечений классическими стилями предыдущих эпох. Главной особенностью, и недостатком, эклектики было то, что она оперировала исключительно средствами оформительского, «прикладного» характера; это были интерьеры, рассчитанные лишь на внешний эффект. Чрезмерное увлечение «художественными формами» неизбежно вело к искаженному пониманию сущности контрукций. Появление фабричной мебели лишь усилило хаос и привело к резкому падению качества. Дорогие, благородные материалы заменяются эрзацами – вместо бронзы гипс или жесть, вместо резьбы по дереву – папье-маше, и т. д.

Эклектика-02-Ис   Во Франции постампир-бидермейер сменился неорококо и необарокко, и затем стилем «второй ампир». Интерьер в стиле Неорококо оформлен в светлых тонах, с применением арабесков и рокайля, обставлен мебелью затейливых и декоративных форм. В интерьерах «Второй Империи» царит дух поддельного благородства и поверхностного эффекта. Они загромождены малоудобной, хрупкой, вызолоченной мебелью, стульями и табуретами на тонких ножках, тяжелыми драпировками, картинами в пышных рамах, бронзовыми вазами и часами с искусственно наведенной патиной, люстрами из дерева, отделанными под бронзу, цветастыми шелками, скульптурами, настенными полками и пр.

Неостили-01   Викторианский стиль – условное название, связанное с периодом правления королевы Виктории. Разросшийся «средний класс», стремился окружить себя атрибутами роскошной жизни. Вошло в обиход понятие «боязнь пустоты» - на фоне стилистически неопределенного декора, без всякого организованного порядка помещалось множество ненужных предметов. Все эти разнородные элементы выглядели неуместно на фоне тяжелых занавесей и почерневших академических картин в золоченых рамах.

Эклектика-01-В-С

  Во Франции и Германии наряду с неоготикой, получает развитие «неоренессанс» - причудливое смешение элементов Готики, Итальянского и Северного (немецкого) Возрождения, маньеризма и барокко. Англия ответила на это европейское веяние «свободным возрождением ренессанса». Но, искаженный вкусами викторианской эпохи, и этот стиль оказался эклектичен, и получил название «стиль подставок и верхушек». 
  В Германии получил распространение «древнегерманский стиль». Жилища загромождали массивные дубовые шкафы и креденцы, с тяжелыми архитектурными формами и обильной резьбой (причем резьба и прочий декор делали непригодными к использованию даже внутреннее пространство предметов), уродливые столы, тяжелые стулья и кресла с очень высокими спинками. Народный юмор окрестил эту мебель «клоповый ренессанс».
Неостили-02
  В Венгрии, для выражения усилившегося национального самосознания, предпринимаются попытки создать некий сплав из бытующих стилевых форм и национальных мотивов. В итоге на ренессансную основу легли индийские формы и оформились отредактированной венгерской орнаментикой. 
  На завершающих этапах в архитектуре и прикладном искусстве используют одновременно несколько «новых стилей». Так например в Будапеште в один и тот же период строятся здания в неороманском, неоготическом, неоренессансном и неомавританском стилях. В моду вошел некий «стилевой плюрализм», означавший мешанину стилей в оформлении и меблировке, в рамках одного помещения.
Эклектика-03   Высшей точкой вырождения эклектического искусства был «стиль Макарта», по имени австрийского художника и законодателя мод. Диковинный, романтический интерьер его мастерской, нашел немало подражателей в среде венской буржуазии. Аксессуарами жилища «в духе художественной мастерской» были: помост, тронное кресло, мольберт с драпировкой, бумажные пальмы, искусственные цветы, всевозможные украшения, тяжелые плюшевые занавеси, вносившие настроение «романтического полумрака», массивные, покрытые обильной резьбой предметы мебели в псевдоренессансном, восточном и других стилях, музыкальные инструменты, старинное оружие, латы и пр.