Арабский халифат сумел соединить лучшие образцы греко-сирийской, персидской, закавказской, среднеазиатской и индийской культур. Магометанская вера запрещала изображение живых существ в культовых сооружениях, взамен искусство ислама создало полную безудержной фантазии орнаментику поверхности.
Зодчество арабских стран отличается четкостью архитектурных форм, специфическим абрисом подковообразных и стрельчатых арок и куполов, своеобразной сталактитовые формой сводов, богатством резного орнамента и надписей, узорной кладкой из разноцветного камня. Во внутренних дворах часто устанавливали небольшие фонтаны. Стены были покрыты орнаментом точного, четкого рисунка с использованием геометрических и растительных мотивов; арабесками бесконечного разнообразия и сложной структуры, довольно богатой цветовой палитры. В арабеске сложность общего построения дополняется прихотливым богатством изощренно и тонко разработанных деталей. Орнаментальная композиция в целом производит впечатление ковра, сплошь покрывшего своим узором поверхность стены или свода. Характерный мотив - соприкасающиеся углами восьмиконечные звезды. Иногда потолок в пределах одного помещения был настолько обильно декорирован, что на нем ярусами располагали орнаментальные мотивы выполненные в разных техниках: роспись по дереву, резьба по камню, мозаичный орнамент, резьбы по дереву, роспись по штукатурке, резьба по кости. Так же помещения украшали изразцовыми и керамическими плитками, применялись мозаика, цветные витражи и украшения из цветного мрамора. Полы выкладывали плиткой и мозаикой, так же создавая геометрический орнамент.
Мебель играла незначительную роль. Мусульмане сидели на коврах или подушках, для сна использовали покрытые коврами и шелковыми тканями оттоманки. Шкафами служили стенные ниши с резными дверцами. Столы были низкими и маленькими, богато украшены резьбой, интарсией, чеканкой меди – столешница в виде блюда. Использовали так же сундуки, обитые тисненой кожей и позолотой, как на книжных переплетах, и ажурными металлическими накладками, ширмы и этажерки, которые повторяли архитектурные формы и состояли из сложных резных решеток.
В декоре много текстильных изделий, особенно ковров, которые вешали, в том числе, и на стены. Особенно ценились ткани пурпурного и темно-фиолетового цвета. Высокими качествами отличались драгоценные шелковые и парчовые ткани. Среди утвари расписные сосуды из фаянса и майолики, кувшины и блюда выполненные в технике чеканки по меди, стеклянная расписная посуда. Орнаментированная домашняя посуда — тазы, подсвечники, чаши, кувшины, блюда — имела чрезвычайно широкое распространение. Использовали лампады, сделанные из белого или цветного (главным образом зеленого или синего) стекла и покрытые росписями золотом и цветными эмалями.